Нужно сделать анализ стихотворения великого Владимира Высоцкого. Буду очень благодарен!
Название стихотворения "Марш аквалангистов"
Нас тянет на дно, как балласты,
Мы цепки, легки, как фаланги,
А ноги закованы в ласты,
А наши тела - в акваланги.
В пучину не просто полезли,
Сжимаем до судорог скулы,
Боимся кесонной болезни,
И, может, немного - акулы.
Замучила жажда, воды бы!..
Красиво здесь? Все это сказки!
Здесь лишь пучеглазые рыбы
Глядят удивленно нам в маски.
Понять ли лежащим в постели?
Изведать ли ищущим брода?
Нам нужно добраться до цели,
Где третий наш - без кислорода.
Мы плачем, пускай мы мужчины,
Застрял он в пещере кораллов.
Как истинный рыцарь пучины,
Он умер с открытым забралом.
Пусть рок оказался живучей -
Он сделал что мог и что должен.
Победу отпраздновал случай.
Ну, что же, мы завтра продолжим!
Ответы
Анализ "Марша аквалангистов" В.Высоцкого.
У Владимира Семеновича Высоцкого много песен, посвященных людям разных профессий, судеб и занятий. Многие хотели, чтобы и про них написал, их нелегкое дело воспел набирающий широкую известность бард. Это, видимо, было интересно и ему – актеру.
Данный "Марш" написан Высоцким в 1968 г по просьбе аквалангистов московского клуба "Сарган". Речь в нем не о романтике: "Красиво здесь? Все это сказки!". Тема философская: риск, связанный с дайвингом. Хотя такого термина еще не было на слуху полсотни лет назад! Как раз эпизод поиска товарища, не сумевшего выбраться из коралловых зарослей до того, как у него кончился кислород, и стал сюжетом песни. Да, в этот раз аквалангистами движет чувство дружеского долга, у них четко обозначенная цель. Но основная мысль – что же толкнуло в опасную пучину погибшего и их, избежавших до поры этой печальной участи? Высоцкий полагает, что этого не понять тем, кто "ищет брода" и предпочитает "мягкие постели", а не ощущение легкости, свободы, пьянящего чувства опасности и получение новых впечатлений при погружении в глубины.
Конфликт: лирические герои – не супергерои! Страшит и кессонная болезнь, и акулы. Люди в аквалангах плачут об ушедшем друге. А, может, и о себе – авансом? Помощь опоздала, смерть пришла раньше, чуда не произошло. Кто кого? Автору это очень близко - он и сам жил с натянутыми нервами. Сегодня (идея) победил несчастный случай, а завтра аквалангисты продолжат рыцарский турнир с Роком.
Марш – это музыка, организующая движение. И в стихотворении чувствуется постепенное упорядочение. Сначала растерянность, подавленность, скованность тела, сжатость скул и чувств, страх. Целеустремленное движение среди рыб. Найденный друг, в последний момент снявший, как забрало, ненужную уже маску. Каждая строфа заключает в себе какой-то новый аспект или поворот сюжета, настроение заметно меняется. Минорность угнетенности, разрешившаяся слезами, переходит в оптимистическую решимость. В соответствии с этим движением и построена композиция песни, заканчивающейся спонтанным порывом: "Мы завтра продолжим!"
Лексика обычная, бытовая. "Полезли в пучину", "замучила жажда", "застрял в пещере кораллов". Обычные мужики же! Используются, конечно, и привычные аквалангистам термины: "балласт", "ласты", "акваланг", "кислород", "маска", "кессонная болезнь".
Текст написан трехстопным амфибрахием (- + - /- + - / - + - / ; в схеме "+" ударный слог, "-" безударный). Рифма перекрестная, женская.
Фонетика с преобладанием звуков л, с, ж, з, подчеркивает безмолвное спокойствие подводного пейзажа, нарушаемое лишь поднимающими пузырьками выдыхаемого воздуха.
Художественный образ создается скупыми средствами, требующими дальнейших раздумий: эпитет, гипербола, метафоры, ирония не многочисленны и не очевидны. Зато аллегорий много.
Эпитет "пучеглазые" относится к рыбам, но намекает на образ самих аквалангистов. Можно провести параллель: пучеглазые рыбы – люди в масках. Человек погружается в иную стихию, и автор показывает, что грани размываются. Устанавливается взаимоподобие: человек - " как фаланга" (метафора), а рыбы (антропоморфизм) наделены эмоциями - "глядят удивленно".
Гипербола «закованы» показывает, как трудно дается проникновение в иной мир. Усиливает впечатление ирония, заключающаяся в том, что человека мучает жажда: кругом ведь вода, но она не пригодна для питья!
Метафоры ("лежащие в постели", "ищущие брода") – не только сравнение, но и противопоставление разного отношения к риску. То, что они представлены в риторических вопросах, дает еще больше пищи для размышлений о нем.
Риторические вопросы ( "Красиво здесь?"; "Понять ли лежащим в постели?"; "Изведать ли ищущим брода?") устанавливают контакт, предваряя возможные вопросы слушателя (читателя) и предлагая самому решить их для себя. В них умолчание - что понять и что изведать?
Можно найти олицетворение: "живучего" рока и случая, который "празднует".
Аллегория "тянет на дно, как балласты" намекает, что тяга к сопряженному с риском неизведанному также непреодолима, как земное притяжение. Но она также необходима человеку, как аквалангисту балласт, который дает возможность погрузиться в большие глубины и взять больше кислорода.
Как и все песни Владимира Высоцкого, "Марш" заставляет задуматься о жизни. Все мы в ней в каком-то смысле аквалангисты.