Каковы критерий определения непреходящих ценностей национальной музыкальной культуры ?
Ответы
Глава1 Ценность лузыни и художественно-эстетическое сознание общественности"- призвана дать представление о музыкальном искусстве как о едином процессе. В первом разделе главы - "Ценность музыки" - определен диапазон духовных ценностей и дана классификация ценностей эстетического и этического порядка. Предметом дальнейшего внимания автора становятся художественные ценности, которые рассматриваются не только как средство удовлетворения человеческих потребностей в наслаждении красотой и познании, но и как явление культуры, выполняющее социальную функцию служения.
Все художественные 'ценности можно разделить на актуальные и потенциальные. Условием актуализации тех или иных произведений искусства является не только совершенство замысла и исполнения, но и наличие определенных, внешних факторов, а также художественная ситуация, возникающая в момент воплощения сочинения.
Музыкальные ценности включают в себя три параметра: содержательный (или смысловой), языковый и коммуникативный (сферу воздействия на, слушателя). Ее ли подлинные художественные ценности абсолютны по своей природе, так как они отражают мировой закон Красоты и Гармонии, то оценка их человеком носят огносительнный, . субъективный характер, являясь преломлением высших законов искусства в сознании отдельного человека.
Во втором разделе главы - "Художественное сознание российской музыкальной общественности конца XIX - начала XX
века"- объектом исследования являются внемузыкальные критерии оценки, которые определяли в этот период ценностную шкалу по отношению к произведет™ искусства. Художественное сознание рассматривается в данном случае как сознание общества, направленное на художественный (чаще всего -музыкальный) процесс. Исследуемый исторический период начинается с конца 80-х годов прошлого столетия и заканчивается серединой 10-х годов XX века.
Это вызвало распад старой идеологической системы и оживление концертной жизни не только в Москве и Петербурге, но и в других городах России. Кроме того, возникновение культурных связей с Францией, Германией, Чехией и. скандинавскими странами, исполнение в концертах музыки Вагнера, Грига, Сибелиуса, Дебюсси, Дворжака значительно расширило кругозор как профессиональных художников, так и многочисленных любителей музыки. Произошло приятие художественных явлений, казавшихся ранее чужеродными и трудно доступными: творчества Чайковского, Вагнера, итальянских опер и шедевров Мусоргского.
Глава II -"Объективные и субъективные критерии восприятия и оценки" - посвящена идеальной модели создания композитором и исполнителем духовных ценностей, с одной стороны, а, с другой - проблеме восприятия: отражению этой модели в сознании отдельного человека и общества в целом. В первом разделе главы - "Композиторское и исполнительское творчество в зеркале слушательского восприятия" - выявляются необходимые условия создания непреходящих художественных ценностей. От композитора требуются не только профессиональные качества (знания, мастерство и особое чувство материи), но и ощущение духа эпохи, художественное видение мира и вкус. Те же свойства необходимы и исполнителю. Особую роль в сценическом воплощении произведений искусства играет личное обаяние артиста, сила его воздействия на публику, внутренний темперамент, магнетизм. Способностью притягивать внимание публики
обладали многие художники прошлого: А.Рубинштейн, С.Рахманинов, А.Никиш, И.Гофман, Ф.Шаляпин, М.Оленина д' Альгейм и многие другие. Однако для актуализации потенциальной ценности произведений искусства совершенству творчества автора и его интерпретатора должно соответствовать адекватное восприятие публики.
.