Предмет: Литература,
автор: Изабella666
помогите пожалуйста описать Тараса Бульбу в кругу запорожцев
Ответы
Автор ответа:
0
Развитие исторического романа как жанра.
Историческая повесть «Тарас Бульба» на поверхностный взгляд не кажется
достаточно органичной в «Миргороде». Отличается она от других вещей этой
книги и содержанием своим и стилем. На самом же деле «Тарас Бульба»
представляет собой очень важную часть «Миргорода». Более того, включение
этой повести в сборник было необходимым. Она позволяла с какой-то еще одной,
существенной стороны взглянуть на героев других повестей той же книги.
Мы издавна привыкли называть «Тараса Бульбу» повестью. И для этого,
разумеется, есть серьезные основания. По многим своим объективным жанровым
признакам «Тарас Бульба» и есть историческая повесть. Но тем не менее широта
эпического охвата действительности и основательность в изображении народной
жизни, многоплановость композиционного строения — все это позволяет видеть
в гоголевской повести произведение, близкое к жанру исторического романа.
Более того, в истории русского исторического романа «Тарас Бульба» — весьма
важная веха.
Развитие этого жанра в западноевропейской, да и русской литературе шло
трудными путями. В XVIII и в самом начале XIX века широкой известностью
пользовались на Западе исторические романы Флориана, Мармонтеля, Жанлис.
Собственно история играла в их произведениях лишь роль общего декоративного
фона, на котором строились различные, главным образом любовные коллизии. В
этих романах отсутствовали живые человеческие характеры как выразители
конкретных исторических эпох, судьбы героев развивались изолированно и
независимо от судеб истории.
Огромная заслуга в развитии европейского исторического романа принадлежала
Вальтеру Скотту. Он освободил историческую тему от фантастики. История
впервые стала приобретать в его произведениях не только реальные, жизненно
достоверные очертания, но и глубинный, философский смысл. По этому поводу
Бальзак в предисловии к «Человеческой комедии» справедливо заметил, что
Вальтер Скотт возвысил роман «до степени философии истории». Совместив в
своих романах изображение частного человека с изображением истории, Вальтер
Скотт исследовал серьезные явления общественной жизни и ставил на материале
прошлых эпох большие проблемы современной ему действительности.
Широко и в самых разнообразных жанровых формах использовали историческую тему
писатели-декабристы, например в поэме (Рылеев, Марлинский), думе (Рылеев),
трагедии (Кюхельбекер), повести (Марлинский), романе (Ф. Глинка, Лунин).
Обращаясь к историческому прошлому, декабристы прежде всего искали в нем
сюжеты, которые позволили бы им ярко выразить свои гражданские идеалы — их
патриотизм, их вольнолюбие, их ненависть к деспотизму. Но известная узость
мировоззрения декабристов, присущая им недооценка роли народных масс в
историческом процессе, — все это сказалось и в их художественно-исторических
произведениях. Главное внимание писателей было сосредоточено на изображении
героической личности, романтически приподнятой и не связанной с народной
жизнью.
Уже Пушкин осознал недопустимость подобного обращения с историей. Он
полагал, что писатель обязан объективно, без каких бы то ни было
предрассудков понять прошлое, «его дело воскресить минувший век во всей его
истине». Хотя Пушкин говорил здесь о жанре трагедии, но поставленная им
задача была еще более злободневной для исторического романа.
Своим «Арапом Петра Великого», а затем и «Капитанской дочкой» Пушкин положил
начало новому историческому роману в России — социальному по своему
содержанию и реалистическому по своему методу. В это русло включается и
«Тарас Бульба». Исторический роман нового типа, формировавшийся в 30-х годах
XIX века в России, существенно отличался от романа Вальтера Скотта.
Автор «Тараса Бульбы» воспринял сильную сторону декабристской традиции,
придав исторической теме яркую гражданскую направленность. Но он был свободен
от свойственных писателям-декабристам схематизма и дидактики в истолковании
исторического прошлого, а также характерного для их произведений
одностороннего изображения оторванного от народной жизни героя. С
необыкновенной широтой и эпическим размахом раскрывается в «Тарасе Бульбе»
народное освободительное движение. Главный герой повести предстает как
участник и выразитель этого движения.
Свободно распоряжаясь историческим материалом, не воспроизводя ни одного
конкретного исторического события, почти ни одного реального деятеля, Гоголь
вместе с тем создал произведение искусства, в котором с гениальной
художественной мощью раскрыл доподлинную историю народа, или, как говорил
Белинский, исчерпал «всю жизнь исторической Малороссии и в дивном,
художественном создании навсегда запечатлел ее духовный
Похожие вопросы
Предмет: Русский язык,
автор: lomaevyaroslav
Предмет: Математика,
автор: In630524
Предмет: Қазақ тiлi,
автор: natalyalyzhina959
Предмет: Литература,
автор: olesalapunova1904
Предмет: Математика,
автор: ЛЛЛЛиииииииннннннааа